ГОРОДСКАЯ КРЕАТИВНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: РАЗВИВАЯ ТЕРРИТОРИИ
21.10.2022
Город давно перестал быть просто территорией с очерченными границами. Город - это мир, в которым мы живем, где существуют уникальные сети коммуникаций между объектами и горожанами, собственные пространства и точки оказания сервиса, продуктовые линейки для его жителей и гостей.
Опираясь на концепцию «городских экспедиций» Вячеслава Леонидовича Глазычева, агентство по проектированию туристских сервисов и дестинаицй ТурАкселератор совместно с Департаментом труда и занятости населения Томской области инициировала проект подобного формата в Томске. Идея в том, что у города должна быть площадка для взаимодействия акторов креативных индустрий, студенческого и бизнес-сообщества. Это непременно приведет к появлению продуктов, способствующих устойчивому территориальному развитию.
С 10 по 14 октября студенческие команды в сопровождении приглашенных экспертов и специалистов кадрового центра «Работа России» создавали проекты в урбанистике, коммуникациях и туризме, которые, мы уверены, станут началом качественного преобразования городской среды.
Инструментарием, который мы дали в руки командам для исследования города, стали методы и подходы сервис-дизайна: картирование, клиентские интервью, включенное наблюдение. Изучая не только идеологические аспекты сервис-дизайна, но и практику, «выход в город», мы создали условия взаимодействия с городом и его жителями, создали условия для «диАлога» по Ю.М. Лотману.
В рамках креативной экспедиции трендвотчер и ведущий курса Центра дизайн-мышления Елена Лагутина рассказала, как работать с трендами в креативных индустриях на примере Trend Canvas, конструктора прогнозирования и анализа тенденций.
«Человекоцентричность – важное свойство любой востребованной услуги. Мы обсудили вместе с участниками Томской «Городской экспедиции», как делать проекты и решения для города ориентированными на людей», – отметила Мария Сташенко, основатель Лаборатории клиентского опыта Wonderfull, директор «Центра дизайн-мышления» в Москве.
О городском креативном продукте на примере «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» рассказал Евгений Дубровин. Под его руководством команда проекта проводит экскурсии, кинопоказы, фестивали и другие форматы мероприятий для популяризации новосибирского архитектурного наследия конструктивизма и авангарда 1920-х.
Опытом реализации проектов в сфере научно-образовательного туризма поделилась Виктория Левшина, главный специалист управления по развитию образовательного туризма АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы», Константин Кистерский, руководитель научно-образовательного центра Молодых ученых СФУ, а также Ирина Алисова, основатель проекта «Россия – Страна Ученых».
Коллеги из «Сетевых исследований», генеральный директор Александр Лукоянов и старший аналитик Полина Воронцова направляли участников экспедиции в темах медиареальности и аналитики. Александр раскрыл инструменты изучения городского пространства и информационного поля точек притяжения туристов. Полина поделилась опытом в фиксации пользовательского опыта и принципов построения карт клиентского пути.
Дополнила исследовательскую часть материала для студентов Анна Савинова, кандидат социологических наук, консультант по маркетингу и маркетинговым исследованиям в сфере гостеприимства, преподаватель Международного университета SWISSAM. Анна рассказала о секретах эффективного интервью, CustDev и инструментах вовлечения собеседника в осознанный и активный диалог.
За передачу опыта реализации лучших дизайн-практик в «Городской экспедиции” отвечали Александра Дюрягина, UX Lead Designer и Researcher в SberDevices, Игорь Макеев-Лосев, креативный директор, преподаватель дисциплин по креативным индустриям в Институте бизнеса и дизайна и Институте Современного Искусства, и Светлана Круталевич, основатель и руководитель студии KRUTALEVICH INTERIORS, старший преподаватель кафедры дизайн среды РГУ им. А.Н. Косыгина, член Союза Дизайнеров России.
Александра Бобрецова, как автор проекта «Карьера в Сибири. Креативные индустрии», основатель проекта INRU Интеллектуальные события и первого акселератора туристических стартапов «ТурАкселератор», передавала студенческим командам компетенции в туризме, сервис-дизайне, проектировании, фиксируя групповую динамику работы команд и направляя энергию молодых специалистов в продуктивное русло.
Координаторами, сопровождающими работу команд по заглублению в город и созданию проектов, стали лидеры локального креативного сообщества Томска.
Совместными усилиями сообщества креативных индустрий и ребят из техникумов и ВУЗов у нас получилось создать 9 перспективных и наполненных смыслами проектов.
«Городская креативная экспедиция» позволила запустить процесс погружения в свой собственный город. Мы не только осмыслили себя в нем, но и положили начало бизнес-процессам для заполнения пустующих ниш и продуктовых разрывов в сфере креативных индустрий Томска.
Организаторы: Департамент труда и занятости населения Томской области, Агентство по проектированию туристских сервисов и дестинаций ТурАкселератор. Партнеры: Союз Дизайнеров России, INRU Интеллектуальные события, Центр дизайн-мышления.
Фотографии «Городской креативной экспедиции»: Томский обзор