РАССКАЗЧИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ || Истории про людей и места
РАССКАЗЧИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ || Истории про людей и места

РАССКАЗЧИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ || Истории про людей и места

01.04.2020

Погружение в природу путешествий и туризма означает поиск ответов на  вопрос «зачем» и «куда» едут жители больших и малых городов, в чем их мотивы, мечты, страхи. Из поиска подлинных ценностей, представления и транслирования собственного «Я» - некой философии, формирующей фундамент компании, рождаются уникальные и аутентичные турпродукты. И только гармоничное соотношение между пониманием «себя» и своего клиента способно привести туристические компании к новым результатам, например, к созданию популярного въездного турпродукта.

Несколько резонансных историй о фейковом контенте с участием travel-блогеров (прочитать подробнее об этом можно в обзорном материале редакции Perito Buritto) сформировали важный запрос в социальных медиа - включение туристических компаний в онлайн коммуникации и создание проверенного и конкурентного контента в индустрии путешествий. Как отмечает Ефим Фидря, кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии, заведующий социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования рисков Инновационного парка БФУ им. И. Канта: «Мы проживаем в эпоху нарастания влияния социальных сетей и инфлюенсеров, при этом семья, друзья - близкий круг по-прежнему являются важными людьми, для формирования решения о покупке.»

Очевидно, что в современном диалоге между компанией и клиентами на первый план выходит не охват, а выстраивание и укрепление связей со «своими людьми» - со схожими ценностями и интересами. Лидия Давыдова, профессиональный сторителлер отмечает: «Контент-единственный способ отличится от конкурентов и «заставить» ваших клиентов сделать то, что вы хотите. Хорошие истории о людях всегда универсальны, они способны вызывать эмпатию и позволяют транслировать близкие вам ценности – любовь к территории, преемственность, трудолюбие. Во время выстраивания коммуникации важно понимать - трансляция близких ценностей через истории как магнит притягивает близких по духу людей. Маленькие радости - душевность, переданные через историю ценились еще до кризиса и это не изменится – люди охотнее приедут туда, где о них заботятся нежели в структуры без души. Конечно, ценности нужно уметь донести и лучшего способа, чем истории человечество пока не придумало.»

В этом случае особую важность обретает понимание подлинных потребностей современного туриста. Доктор философских наук, заведующий кафедрой философии БФУ им. И. Канта, Вадим Чалый предлагает обратиться к творчеству Зигмунда Баумана и его труду «От паломника к туризму». «Пилигрим путешественник искал Бога, это было путешествие вширь с путешествием вверх и вглубь. Что такое современный путешественник? Ищет ли он Бога? Нет, он ищет впечатлений и переживаний. Напомним, впечатление — это то, что мы получаем из среды, а переживание — это способность переработать во внутренний опыт. Архетип современного человека - безусловно путешественник, или даже большой ребенок путешественник. Интересы и потребности туриста никуда не денутся. При этом сам конструкт идентичности или стабильности его потребностей сложно рассмотреть. Все институты сейчас перестали быть стабильными - профессия, семья, все устарело. Стабильная идентичность невозможна - она ускользает. Плыть, чтобы плыть. Ехать, чтобы ехать. Путешествовать, чтобы быть. Поэтому путешествие для современного человека необходимо - и путешествие в «нечто», особенно интересно», - говорит эксперт.

Невозможность разглядеть подлинных мотивов современного туриста открывает перед туркомпаниями и объектами показа еще один запрос – на постоянство экспериментов в области коммуникаций, где главная роль транслятора или амбассадора отдается рассказчику. «Здесь можно вспомнить Канта, поскольку именно его курс лекций по «Физической географии» сыскал славу в народе. В этом курсе Кант представлял сведения, собранные из разных источников по далеким странам. Даже место в Российской Академии Наук он получил благодаря этому курсу как «описатель земель и народов». В общем был сторителлером. Самое любопытное - как превратить Канта в туристический бренд и надо ли это делать?», - говорит Вадим Чалый.

Идентичность не возникает из ниоткуда, она произрастает из глубины - внутренних мотивов и ценностей его создателя – способности обращаться к опыту прошлого, в том числе фиксировать этот опыт в музейных формах. По мнению Вадима Калининград может быть интересен современному туристу как территория трех модернов: модерна национал-социализма, модерна советского социализма и текущего модерна. В этом контексте интересной темой для развития туристического потенциала города может быть авиация. «Важно было бы разработать и собрать маршруты, которые показывают важность и значимость авиации в культурах модерна. Ангары, первый аэропорт Европы, сеть советских аэродромов – все может быть тематическими насыщенными объектами показа», - делится эксперт, Вадим Чалый.

Одним из первых, кто заговорил о теме идентичности в Калининграде и осознал глубину понятия и последствий его влияния на социальную жизнь и жизнь каждого отдельного человека был литератор, культуролог, архитектурный критик, один из основателей местного литературного объединения «Симплиций» Александр Попадин. Слово «идентичность» сейчас уже привычное, повседневное до потери смысла, в девяностые годы ворвалось в дискурс российских городов и внесло необратимые изменения. Мы стали глубже как общество, мы выяснили что у нас есть «рамки восприятия», культурные, профессиональные и пр. Сегодня Александр водит авторские экскурсии по Калининграду и часто наблюдает за своими экскурсантами, разговор об идентичности начинает с уверенной фразы: «Главное – это рассказчик». Человек способный своими историями инициировать развитие и движение внутри территории, наслаивать опыт «проб» и «ошибок», даровать новые смыслы и делать открытия – развивать территорию.

Как настоящий эксперт в рассказывании историй, свою позицию Александр подкрепляет красивой метафорой и примером из личной практики: «Калининград – это палимпсест - бумага, на которой пишут смыв старый текст. В Европе в средние века в эпоху дефицита бумаги прибегали к такому способу письма. Часто бывало, что сквозь новый текст проглядывал старый и еще один и еще. Про это написано частично в моей книге «Местное время». Я рассказчик и создатель мифов – один из таких Медведь на здании гостиница «Москва». Моя версия, что этот тот самый медведь, которого удержал руками «Барон Мюнхгаузен» понравилась калининградцам и моментально распространилась. Настолько, что памятник Мюнхгаузену был подарен Калининграду городом Боденвердер (родина реального Мюнхаузена) и стоит теперь в парке Кирова.»

По мнению эксперта, правильно расставить акценты Калининграду в вопросах создания регионального турпродукта поможет инициация ряда проектов: Создание музея советского периода Калининграда в Доме Искусств; к юбилею Канта реализовать международный проект площади или сквера Канта напротив университета с конкурсной частью, которая стала бы элементом привлечения внимания и коммуникациями с аудиториями; Охотничьем домике, что приходит в запустение в парке имени Калинина организовать музей персонажей Гофмана – Дроссельмейера, Щелкунчика и других.

Туристическая индустрия Запада давно осознала и доказала на практике роль автора и значение его историй в коммуникациях с потребителями, пора и нам это осознать. Еще в начале 20 века американский писатель, журналист и философ Кеннет Берк писал: «История – это средство существования». Способность одних запечатлевать и передавать накопленные знания в понятных формах и категориях является естественным процессом, как и способность других быть восприимчивыми к переживанию этого опыта и самостоятельно находить мотивацию, чтобы повторить этот путь познания - совершить путешествия. Бестселлеры вроде «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт, «Дикая» Шерил Стрэйд и «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса – ничто иное как личные истории, которые нашли отклик в сердцах людей и сподвигли пройти по пути героев в надежде открыть новые грани собственного «Я». 

Возврат к списку