DIGITAL СТОРИТЕЛЛИНГ || Интервью с создателем GoGoTrain

DIGITAL СТОРИТЕЛЛИНГ || Интервью с создателем GoGoTrain

26.04.2021

Проект ТурАкселератор в поисках лучших Digital - практик в туризме обратил внимание на актуальное мобильное приложения для путешественников, созданное в России. Публикуем интервью с его автором - Александром Шешотовым, UI дизайнером, основателем GoGoTrain, единственного в мире мобильного приложения, которое рассказывает, что пассажир может увидеть в окно поезда во время поездки.

- Александр, расскажите, как появилась идея создать такое приложение?

Всю сознательную жизнь я был дизайнером интерфейсов, разрабатывал сайты и мобильные приложения. В основном работаю в банке «Точка», отвечаю за идею, воплощение, дизайн и реализацию сервисов для предпринимателей.

Я из Нижнего Новгорода, но уже больше 10 лет живу в Екатеринбурге. Между этими городами очень плохое авиасообщение, и самый простой и быстрый способ добраться в другой город — это поезд. Ехать больше суток. В поезде делать особо нечего: либо тупишь в телефон, либо смотришь в окно, либо общаешься с попутчиками. Когда проезжаешь какую-нибудь крупную реку: Каму, Оку, Волгу обязательно кто-нибудь спросит: «где едем?», и все сразу обращают взгляды в окно. А там такая красота: просторы, корабли, баржи, рыбаки по берегам стоят.

Идея в голове крутилась: сделать приложение, которое рассказывало бы пассажирам, где они едут. В какой-то момент я взял и создал прототип — я же дизайнер! Позвонил знакомым программистам, мы сделали небольшое MVP (прим. редактора: minimum viable product) в рамках хакатона по урбанизации в Екатеринбурге. Представили результат жюри – всем понравилось, и мы взяли призовое место в номинации «Транспорт». Про нас написали во внутренних медиа и блогах. Так у нас с командой появилось понимание, что проект интересен.

На хакатоне мы делали версию только для айфонов, только с одним маршрутом (Москва-Екатеринбург). После я добавил еще 40 поездов, получилось примерно 600 станций. Была проделана большая работа - мне пришлось делать все вручную: брать актуальное расписание сайта РЖД, копировать время прибытия, отбытия, стоянки. Параллельно я вел переговоры с РЖД и Яндексом о предоставлении данных движения поездов. С последними удалось договориться, сейчас актуализируем расписание онлайн.

- Сколько человек работает над приложением, и в какие сроки удалось его реализовать?

Команда состоит из трех спартанцев. Я — отвечаю за ведение и дизайн продукта. Второй участник — мобильный разработчик. Третий — моя сестра, студентка филфака Нижегородского университета им. Лобачевского, помогает с контентом.

Когда у людей глаза горят — любое дело спорится, любые проблемки решаются. В течение месяца запустили публичную версию, за которую нам было не стыдно. Там все работало шикарно, только контент и расписание поездов были собраны вручную. В следующем месяце мы уже интегрировались с Яндексом, разработали собственную платформу для ввода контента. Если о технической части говорить, изначально приложение было разработано на базе данных firebase (расширение Google). Потом разработали свою админку, где отображаются все поезда и станции. Проработали интерфейс, добавили небольшие, но очень приятные «залипательные» анимации, чтобы все было эстетично.

- Это ваш первый опыт создания digital-проекта в туризме?

Да, первый и единственный. Я не хочу ассоциировать себя с сервисом для туризма, это сервис для простых людей, которые едут, например, на электричке на дачу. В сознании русского человека турист — это человек с палаткой, или человек с бумажной картой в Праге. А люди, которые ездят на наших российских поездах, это наши родные люди. Родители, которые едут к детям в другой регион навестить, студенты, которые едут домой, вахтовики, рабочие командированные сотрудники, проводники, работники ж/д состава.

- На какую аудиторию больше всего ориентировались во время разработки приложения, молодежь? Они более приспособлены разбираться с техническими сервисами.

Я тоже раньше думал, что активные юзеры — это молодежь, но нет, сейчас уже и бабушки во всем разбираются, у них есть вайберы и вотсапы, где они посылают мемасы. Аудитория действительно широкая, но мы к каждой находим подход с помощью разнообразного контента.

Наш базовый принцип — рассказать пассажирам, где они едут, без использования интернета. Маршрут и контент скачивается до поездки. Пассажир выбирает поезд, откуда и куда едет. Потом приходят пуш-уведомления, например, «осталось три часа до поезда, не забудьте паспорт, вещи, и выдвигайтесь в путь». Также пуш-уведомления приходят за три минуты до приезда на станцию, за минуту до какой-то достопримечательности.

В перспективе планируем выходить на иностранную аудиторию в два этапа. На первом — перевод самых популярных маршрутов России на иностранный язык: английский, французский, китайский. На втором — включение маршрутов стран СНГ и Европы. Информация доступна практически по всем поездам мира, сейчас основной вопрос лишь в генерации контента.

- Как вы обрабатываете такое колоссальное количество информации, выбираете, что добавить, а что нет?

Основываемся на собственном чувстве прекрасного и интересного. Когда вручную я заполнял информацию по 50 городам, и в каждом есть по краеведческому музею с выставкой утюгов, то уже понимал, что это совсем не интересно, и отсекал.

У нас болевая точка с контентом, до сих пор собираем его вручную. Какую-то часть нам предоставляют местные центры развития туризма, а я привлекаю к процессу копирайтеров и рерайтеров.

Мы посчитали, что если будем продолжать вручную заводить контент при наличии 10 копирайтеров, то на добавление контента уйдет около 30 лет. Поэтому пришли к выводу, что будет проще автоматизировать сбор контента. Нашли два способа. Первый — вовлечь волонтеров, для которых мы разрабатываем панель администрирования, чтобы любой человек мог рассказать о своем городе, населенном пункте, станции. Второй — автоматизированные способы генерации контента с википедии, туристических агрегаторов и прочего. Разумеется, с соблюдением защиты авторских прав.

- Приложение очень качественно упаковано с точки зрения иллюстраций и дизайна, как строилась работа в этом направлении?

Дизайн интерфейса делал я, а иллюстрации заказывал у художницы из Донецка на коммерческой основе.

Хотелось сделать доступный для всех портретов ЦА визуальный язык приложения. Что-то уютное, милое, доброе. В России, если разложить культурно-исторические достопримечательности, то первым уровнем будут церкви, храмы, что-то православное. Второй пласт — братские могилы. Среди всего этого проклевываются маленькие островки национальных парков, местечковые достопримечательности. А в целом, много кровавых сюжетов. Зная все это, нам хотелось сделать что-то нелицемерно веселое, более-менее добродушное, поэтому стилистика иллюстрации именно такая.

- Если говорить о программе продвижения проекта, как она выстроена?

У нас нет инвестора и сторонних источников финансирования, все лежит на моих плечах. Из зарплаты вкладываю в поддержку проекта, серверов, лицензии разработчика в Apple, Google, оплачиваю иллюстрации, сбор контента. Поэтому и за программу продвижения отвечал тоже я. Как только мы запустились, я написал пресс-релиз и отправил во все крупные газеты Екатеринбурга, которые знал. Мне звонили редактора, журналисты, публиковали на своих площадках рассказ о нашем приложении. Синергия того, что о нас одновременно написало 7 площадок, вывела нас в топ Яндекса, где мы висели больше суток бесплатно, и получили много скачиваний. Сейчас все делаем сами, продвигаемся в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Instagram.

- Сейчас проект некоммерческий, планируете ли монетизацию в будущем или обращение к грантовой поддержке?

У нас нет компетенций, чтобы оформлять на гранты. А монетизацию планируем, хотим вставить в приложение полезную рекламу того, что может пригодиться в дороге. Это не будет явной навязчивой рекламой, хотим сделать в виде небольших постов, например о придорожной инфраструктуре: магазинчики, булочные. Пока рекламу не добавляем, работаем над улучшением приложения.

- Есть ли у вас любимые приложения для путешественников?

GoGoTrain самое любимое!

Возврат к списку